Способы преодоления отдельных узлов веревочной трассы промышленным альпинистом
Мытье фасадов и другие услуги промышленных альпинистов неотъемлемо связаны с постоянным прохождением рабочими веревочной трассы и сопровождается преодолением таких элементов как:
- промежуточная точка крепления (ПТК);
- отклонитель;
- узел;
- протектор.
Преодоление каждого элемента может осуществляться как вверх (подъем), так и вниз (спуск) и должно быть четко отработано и сложено из конкретных действий.
Переход по веревке через ПТК
Промежуточная точка крепления создается на трассе с целью разделения последней на более короткие отрезки, чтобы облегчить продвижение и в случае наличия помех (например выступы на стенах). Подъем Вариант 1:
- подняться до ПТК насколько позволяет страховочный ус;
- карабин страховочного уса пристегнуть к карабину ПТК (при его отсутствии - к петле шкотового узла);
- фиксирующий зажим следует отстегнуть, одновременно стоя на ведущем зажиме, переставить на веревку восходящей ветки и затем сесть на него;
- ведущий зажим отстегивается и перемещается вверх над фиксирующим;
- по мере необходимости продвинуться на 1-2 шага вверх для облегчения нагрузки страховочного уса;
- карабин страховочного уса отстегивается из карабина ПТК и подъем продолжается.
Вариант 2 отличается тем, что фиксирующий зажим встегивается в узел восходящей веревки после нагрузки страховочного уса. Возможные помехи при подъеме через ПТК и пути их преодоления:
- перестежка на подъеме - возможна в местах, где рабочий будет уверенно стоять на ногах без помощи рук, не оказывая нагрузки на веревку, только в этом случае можно переместить основные зажимы вверх;
- сильный перепад высот по горизонтали между последующими ПТК - преодолевается следующими способами:
- к ветви навески, идущей вверх к ПТК, пристегнуть страховочный ус; перестегнуть фиксирующий зажим на веревку восходящей ветви и нагрузить его, выше него пристегнуть ведущий зажим; шагнув пару раз, подать веревку из страховочного уса и отстегнуть его;
- при небольшой откачке, чтобы после ПТК отклониться маятником, возможно подать веревку с помощью рук, затем закинуть ногу на веревку так, чтобы нагрузка на фиксирующий зажим легла на внутреннюю часть бедра;
- маленький карем - карабин страховочного уса встегивается в ПТК, ведущий зажим перенести на восходящую ветвь навески, встать на него, отстегнуть фиксирующий зажим и перенести ниже ведущего зажима, разъединить карабины;
- маленький карем и большая петля узла - карабин страховочного уса пристегивается к карему либо петле узла, затем выполняется алгоритм действий при перестежке "маленький карем";
- карабин страховочного уса не встегивается в карабин ПТК - укорачиваем ступеньку либо вместо карабина используем петлю узла;
Спуск Спуск - также возможен в 2 вариантах. Вариант 1:
- опуститься вниз до ПТК и прицепить к нему карабин страховочного уса;
- ведущий зажим встегивается под узел ПТК на нисходящую ветку;
- страховочный ус перестегивается с восходящей на нисходящую ветвь;
- после отсоединения карабина страховочного уса от ПТК следует сесть на ус и отстегнуть ведущий зажим из-под узла.
Вариант 2:
- опуститься вниз до ПТК и прицепить к нему карабин страховочного уса;
- карабин второго страховочного уса встегивается в петлю карема восходящей ветви;
- перестегнуть страховочный ус с восходящей ветви на нисходящую;
- после отсоединения карабина страховочного уса от ПТК следует сесть на ус и отстегнуть карабин второго страховочного уса из карема восходящей ветви.
В случае сложных технических элементов, при невозможности устройства образцовой навески допустимы изменения алгоритма спуска через ПТК. Примеры:
- спуск на зажимах - опустить фиксирующий зажим, нагрузив ведущий, затем нагрузить фиксирующий зажим и подвинуть к нему ведущий;
- спуск при помощи двух страховочных усов:
- закрепить СУ1, затем закрепить СУ2, пристегнув его приэтом к нисходящей части основной веревки; - снять нагрузку с СУ1 и нагрузить СУ2; - спуститься вниз на СУ2, отстегнув приэтом СУ1;
- маленький карем ветви, идущей вверх:
- сдвинуться вниз в петлю карема; - прицепить к восходящей ветви ниже страховочного уса ведущий зажим, а между ними - фиксирующий; - перестегнуть страховочный ус с основной на нисходящую веревку; - нагрузить страховочный ус, отсоединив фиксирующий зажим, затем отцепить ведущий зажим;
- значительное отклонение в сторону от ПТК:
- закрепить страховочный ус после спуска до ПТК; - на ведущем зажиме подвинуться вверх в сторону ПТК по восходящей ветви карема; - страховочный ус пристегнуть к ПТК, с последующей его перестежкой на нисходящую ветвь веревки; - карабин страховочного уса отцепить от ПТК, нагрузить страховочный ус и спускаться ниже.
Переход по веревке через отклонитель
Подъем: следует добраться до карабина отклонителя, который пристегнут в восходящую веревку, отстегнуть его и пристегнуть к этой же веревке, но ниже фиксирующего зажима; при отклонении в сторону веревка подается руками. В случае нагрузки фиксирующего зажима в 2 стороны следует закинуть ногу на веревку. Спуск Вариант 1: при достижении отклонителя страховочный ус блокируется, карабин отклонителя перестегивается на основную веревку над страховочным усом, блок со страховочного уса снимается. Вариант 2:
- опустившись до отклонителя, пристегнуть карабин страховочного уса к карабину, который соединяет удлиняющий элемент и основную веревку, и нагрузить его;
- закрепив страховочный узел, переставить карабин отклонителя над ним;
- затем ведущий зажим пристегивается на основную веревку в промежуток между отклонителем и страховочным усом;
- после чего последовательно отцепляют страховочный ус и зажим.
В случае возникновения затруднений при отсоединении карабина отклонителя от основной веревки, его можно оставить в качестве ПТК.
Преодоление веревочной трассы через узел
Подъем: при достижении узла карабин страховочного уса прицепляется к петле узла; ведущий зажим перестегивается на веревке выше узла, между ним и узлом пристегивают фиксирующий зажим; карабин страховочного уса отцепляется от петли узла. Спуск Вариант 1:
- при достижении узла ведущий зажим следует прицепить к основной веревке выше страховочного уса;
- между основным зажимом и страховочным усом помещают фиксирующий зажим;
- страховочный ус следует переместить ниже узла;
- отцепить фиксирующий зажим с последующей нагрузкой страховочного уса;
- ведущий зажим также отсоединяется.
Вариант 2:
- спустившись до уровня узла, ведущий зажим присоединить к веревке выше страховочного уса;
- карабин уса пристегивается к петле узла;
- нагрузив ведущий зажим, страховочный ус переместить ниже узла, а затем отцепить его;
- сесть на страховочный ус и открепить ведущий зажим.
Переход по веревке через протектор
Подъем Вариант 1:
- если протектор прикреплен к узлу на веревке, то его возможно перемещать и снимать с последующим возвратом на прежнее место;
- протектор также можно перейти аналогично способу "подъем через узел, оснащенный петлей для перестежки".
Вариант 2:
- если протектор закрепляется на основной веревке вспомогательной посредством схватывающего узла, то возможно снять протектор и отвести веревку от выступа, затем подняться вверх и вернуть протектор на место;
- если же снять протектор с веревки не представляется возможным, то действуют по алгоритму "прохождение узла без петли для пристегивания страховочного уса".
Спуск:
- закрепив страховочный ус на веревке, снять оттуда протектор;
- пересечь место, которое закрывает протектор, разблокировав ус, затем снова его заблокировать;
- поместить протектор на прежнее место и разблокировать ус.
Если протектор крепится за узел с петлей для перестежки, то тогда спуск осуществляется как в случае спуска через узел. В случае крепежа протектора к веревке схватывающим узлом спуск осуществляется посредством снятия протектора и последующего возврата его на место либо по алгоритму "Перестежка через узел". Если крепление протектора происходит на рельефе, то спустившись через это место, веревка должна занять место в зоне протектора. Преодоление протектора по схеме "переход ПТК на спуске" применяется, если протектор находится очень близко от ПТК.